Д.м.н. Дембский Л.К., Ширшова О.Н., Слупицкая Н.Л., Полищук И.В.
Уважаемые ученые, практические врачи и не медицинские работники!
Вашему вниманию представляется интересный материал, как с научной, так и практической точек зрения. Речь пойдет о частой проблеме в детской офтальмологии - косоглазии и амблиопии.
Существует множество различных точек зрения, подходов в диагностике этой детской проблемы. Одни офтальмологи берутся сразу за нож. Для них операция – это и есть исчерпывающее лечение. Другие специалисты считают необходимым проведение предоперационной подготовки с применением специальной оптики, в том числе призм, аппаратного лечения, затем оперативного этапа и последующего, опять же, аппаратного лечения.
Хочу обратить внимание, что на нашем сайте детальнейшим образом мы описали подробно технологический процесс лечения косоглазия. Создали и разместили предельно понятный учебный материал по применению призм в лечении неаккомодационного косоглазия.
С этой же учебной целью на сайте https://dembsky.org/ в разделе домашний университет доктора Дембского «Работа над ошибками» мною показаны многочисленные ошибки, допускаемые врачами разных стран. В связи с этим приятно сообщить Вам, что наш новый научный материал «Призматическая коррекция в сочетании с хирургическим лечением неаккомодационного косоглазия» (авторы) нашел свое место в научно практическом журнале «Таврический медико-биологический вестник», посвященном научно – практической конференции «Азаровские чтения», состоявшейся 1-2 октября 2012 г. в г. Судаке (Крым).
Хочу обратить внимание именно призматическая коррекция в подавляющем проценте случаев должна быть самым главным этапом перед операцией. И не вместо операции, а перед операцией. Таким образом, в лечении неаккомодационного косоглазия мы не исключаем хирургию, но мы категорически не согласны с теми, кто в хирургии видит панацею. Да, хирургия необходима. Но именно перед хирургическим этапом следует научить мозг управлять глазами после операции. И если этого не сделать, то часто мы видим рецидивы, т.е. вновь отклонение глаза после проведенной операции. Анализ технологии лечения косоглазия показал то, что призматической коррекции практические врачи не знают, а потому не применяют, в то время как американскими и немецкими учеными, а теперь российскими и украинскими созданы призмы для лечения именно косоглазия. Обо всем этом мы говорили на обоих наших сайтах.
Более того, на сайте мы указывали, что мы регулярно здесь в Крыму проводим курсы, мастер – классы по призматической коррекции. Это обучение идет по самой эффективной методике – методике «Фесто – дидактик» (автор д.м.н. Дембский Л.К.). Суть этой методики заключается в том, что все то, что мы преподносим слушателю, все повторяем в моделях, которые создали. Сама технология детально описана на нашем сайте. Кроме того, каждый слушатель получает домой на дом специальную обучающую литературу и даже образцы призм. В этом вопросе мы являемся лидерами, как минимум в СНГ. Здесь я ни в коей мере не хочу принизить роль научно - исследовательских институтов, кафедр глазных болезней. Однако, констатирую, что методика преподавания «ФЕСТО – ДИДАКТИК» самая эффективная из всех педагогических методик.
Любезно представляю Вам нашу статью.
Призматическая коррекция в сочетании с хирургическим лечением неаккомодационного косоглазия
д.м.н. Л.К. Дембский, О.Н. Ширшова, Н.Л. Слупицкая, И.В. Полищук
Эффективность лечения неаккомодационного косоглазия представляет собой зачастую сложную проблему. Сложность эта объясняется функционально высоким, во многом еще непознанным взаимоотношением глаз-мозг. Различные школы, исследователи по-разному трактуют подходы к диагностике и лечению косоглазия, отдавая предпочтение моторной либо сенсорной частям бинокулярного ме¬ханизма.
Эти части настолько тесно связаны друг с другом, что воздействуя хирургически на двигательную часть бинокулярного аппарата, можно зачастую устранить функциональную скотому и асимметричное бинокулярное зрение. С другой же стороны, воздействуя на сенсорный отдел оптикой и лечебными аппаратами, можно в определенном проценте случаев восстановить симметричное положение глаз.
К сожалению, как основной отдельно взятый, хирургический этап операции, направленный на достижение симметричного положения глаз, в малом проценте случаев обеспечивает после операции появление бифовеального слияния, фузионных резервов и основной цели – бинокулярного зрения.
Значительно большую эффективность в лечении неаккомодационного косоглазия обеспечивает выполнение единого технологического процесса: пред- и постоперационного плеопто - ортопто - диплоптического в сочетании с хирургической операцией. Реализация такого комплексного подхода повышает эффективность лечения, однако, все же не достигает желаемого результата. Более высокого результата, на наш взгляд, можно достичь, добавив к основному лечебному процессу призмы.
Целью настоящей работы было исследование эффективности хирургического лечения косоглазия при сочетании его с призматической коррекцией.
Материалы и методы. Нами обследовано 210 детей с неаккомодационным косоглазием в возрасте от 2-х до 10-ти лет. Период наблюдения составил 6 лет. 121 ребенку в пред- и постоперационном периоде применялась призматическая коррекция. Контрольную группу составили 89 человек, которым хирургическое лечение не сопровождалось применением призм.
Результаты лечения представлены в таблице 1.
Таблица 1. Офтальмологические параметры до операции
Цифровой материал показывает, что применение призм значительно повышает эффективность лечения неаккомодационного косоглазия.
Послеоперационные офтальмологические показатели без применения призм и с призматической коррекцией были следующими:
Таблица 2. Офтальмологические параметры после операции
Как известно, призма сама по себе не исправляет косоглазие. Она компенсирует, нивелирует отклонение глаза, направление его оптической оси, смещает изображение на сетчатке косящего глаза. Самое главное – призма обеспечивает бицентральное проецирование единого объекта фиксации в мозг под имеющимся углом косоглазия, подготавливая пациента для ортоптического, диплоптического и хирургического этапа лечения. Таким образом, призма включает косящий глаз в зрительный акт, обеспечивая тем самым работу мнемонического треугольника: глаз – мозг – глаз.
Призмы при этом играют роль «пролонгированного» синоптофора, позволяя в предоперационном периоде проводить не только ортоптическое, но и диплоптическое лечение.
Выводы: При сочетании содружественного косоглазия и дисбинокулярной амблиопии, учитывая общность их па¬тогенеза относительно сенсорного механизма, наиболее оправданным являлось бы не последовательное, как это обычно осуществляется в практической деятельности, лечение - сначала плеоптика, а затем ортоптика, а одновременное сочетание этих двух этапов лечения. Поиски и в этом направлении обусловили выход на использование негативной функции призм Френеля как пози¬тивной в процессе лечения дисбино¬кулярной амблиопии, сочетающейся с косоглазием. В данном случае на¬клейка призмы Френеля на очковое стекло перед лучше видящим глазом при косоглазии и односторонней ам¬блиопии способствует дозированному окклюдированию и одновременной компенсации девиации. Этим ликви¬дируется функциональная доминанта по остроте зрения и создается пред¬посылка для бицентральной стиму¬ляции.
В конечном результате применение призм обеспечивает одномоментное применение плеоптики, ортоптики и диплоптики как на до-, так и на послеоперационном этапе. При этом отличительной особенностью должно быть не цикличное применение аппаратного лечения, а постоянное и непрерывное, что осуществляется как в кабинетах охраны зрения, так и на дому с использованием домашних приборов и аппаратов – разделитель поля зрения, диплоптик П, панорама и т.д.
Создание отечественных оптических элементов с микропризматической структурой Френеля, превосходящих во многом аналоги многих стран, определило стройную, ранее не осуществимую, единую технологию диагностики и лечения косоглазия. Повсеместное же внедрение в кабинетах охраны зрения призматической оптики значительно повышает эффективность хирургического этапа лечения неаккомодационного косоглазия.
Д.м.н. Дембский Л.К.