Здравствуйте дорогие слушатели нашего университета!
На наших занятиях, а также в многочисленных наших фильмах в ютубе я неоднократно рассказывал о методах лечения косоглазия. К нам обращается огромное количество пациентов из разных стран с просьбой помочь. А что, разве им не помогли мои коллеги? Оказывается, нет. Почему?
Методические рекомендации по лечению косоглазия >>
Я приведу вам сейчас один случай из жизни. К нам поступила девочка В. (7 лет) из Москвы с жалобами на отклонение глаз к носу. В 4 года в Москве ей ввели ботулотоксин в наружную мышцу глаза. Этот метод называется хемоденервация. В 5 лет повторили. А через 2 года доктор пишет, что состояние после введения ботулотоксина «с положительным эффектом» и отклонение при этом глаза 0-7˚.
В действительности же при осмотре в нашем центре реально у ребенка выявлен угол косоглазия 20˚к носу (не 0 - 7˚, а 20˚).
При этом отсутствует очень важный фактор – нет бифовиального слияния и наличие скотомы. Таким образом, эффект от двухразовой хемоденервации – введения ботулотоксина – отсутствует. Это пример типичной распространенной врачебной ошибки. А теперь я поясню понятным языком без научных терминов в чем ошибка.
Любой человек должен воспринимать любую картинку перед правым и левым глазом и эту картинку посылать в мозг. При косоглазии перед каждым глазом предстают разные картинки, например, перед одним глазом собака, а перед другим – кошка. Их мозг не может объединить в одну, и он «задавливает» какую-то картинку, чтобы ему эта картинка не мешала. А вот если мы заменим собаку кошкой, то мозг согласится с такой подачей. Но при этом мозг может объединить две кошки, а может и не объединить, если его не научить этому. Во всех странах для того, чтобы определить может мозг объединить или нет используется прибор синоптофор. Перед одним глазом ставится картинка кошка с ушками, перед другим – кошка с хвостиком. Эти кошки выставляются на приборе под углом косоглазия, а пациент должен слить эти две кошки – должна появится одна кошка с ушками и хвостиком. Но вот когда мы ведем этих кошек все ближе и ближе и надеемся, что появится эта кошка с ушками и хвостиком и они не сливаются, а перепрыгиваю. Это называется скотома.
Это самое неприятное в лечении косоглазия. Если кошки сливаются, значит здесь есть бифовиальное слияние. Что это такое? Би – это два. Внутри глаза есть центральная часть сетчатки – называется желтое пятно или фовеола. Так вот две фовеолы по одной в каждом глазу должны быть направлены на один и тот же объект и только тогда мозг может нормально работать, учиться удерживать глаза – это является самым главным достижением в лечении косоглазия. А самое главная цель – появление бинокулярного зрения. Теперь вы знаете, что происходит при наличии скотомы и отсутствии бифовиального слияния – это невозможность мозга объединить два изображения в одно.
Так вот, все врачи, которые взялись за ботулотоксин решили поставить глазки ровно и создать бинокулярное зрение. Их главная ошибка в том, что при введении ботулотоксина ни в одном случае нельзя спрогнозировать насколько уменьшится угол косоглазия. С другой стороны, действие ботулотоксина со временем пропадает и глаз снова возвращается к исходному состоянию. В таком случае, доктор с легкостью вводит второй раз, а через некоторое время глаз опять возвращается к исходному состоянию. Понятно, что так можно вводить ботулотоксин бесконечно до пенсии. Каждая процедура стоит огромных денег, переживаний родителей, опасности реакции на сам ботулотоксин. Но самое важное она не несет эффекта. Доктор пишет, что остаточный угол 0 (т.е. нет отклонения) – (максимум - 7˚), а в действительности же, повторимся, 20˚. Вы видите колоссальный обман пациента. Как вы назовете это? Давайте назовем прямо – преступление. Нравится кому-то это название или нет. Я неоднократно в ютубе говорил об этих преступлениях. А вот что нужно делать я изложил для всех врачей стран СНГ.
Итак, первое, перед тем как браться за скальпель или за шприц перед введением ботулотоксина необходимо научить мозг под углом косоглазия управлять двумя глазами, т.е. ликвидировать скотому, создать бифовиальное слияние, не трогая глаза хирургическими способами. Для этого перед глазами в очки ставятся призмы либо в орг.стекле, либо с применением призм Френеля. Это обязательное правило для всех врачей! Только призмы способны послать одно и то же изображение в мозг. После этого начать интенсивное лечение, которое называется ортоптодиплоптическое по принципу ортоптика и диплоптика. Если же глаз видит плохо, то тогда имеет место амблиопия, что в переводе тупой или ленивый глаз, в таком случае подключается плеоптическое лечение. Только после того как в результате постановки призм и предоперационного плеоптоортоптодиплоптического лечения можно думать о скальпеле или ботулотоксине. Если применяется хирургия в виде скальпеля или ботулотоксина, то обязательно после этого необходимо продолжить это аппаратное лечение, которое позволит зафиксировать глаз и не дать ему возможность снова уйти в косоглазие.
При этом, если после операции скальпеля или ботулотоксина остается угол он должен быть немедленно нивелирован, т.е. компенсирован опять же с помощью призм. И вот только после этого глаз не будет уходить вновь в сторону. Это повсеместная ошибка влечет за собой тысячи осложнений, горя родителей, а доктор разводит руками и говорит: «Ну что вы хотите? Мы сделали все возможное». Как ученый я вправе осудить таких врачей поскольку они нарушили самое главное – клятву Гиппократу. И Бог им судья. Наш урок – это назидание всем. Я постарался в доступной форме рассказать о нашей часто необдуманной врачебной «помощи».