Добрый день, уважаемые слушатели нашего университета!
Сегодняшняя наша тема – осложнения после операций при косоглазии. Вы даже представить себе не можете, какое большое количество осложнений в виде неудачных операций, неправильно поставленных диагнозов перед операцией. Одна из ошибок очень часто встречаемая – это хирург сделал операцию, а после «хоть трава не расти», как будто операция является основным элементом в лечении косоглазия, сделав которую дальше можно ничего не делать.
И вот, к нам обращаются сотни пациентов, которых прооперировали, причем в известных офтальмологических клиниках. Какова причина? Перед тем как взяться за скальпель нужно в обязательном порядке определить, как работают наружные глазодвигательные мышцы. Их, этих мышц – 12, по 6 в каждом глазу, 4 из 6 прямые, а 2 – косые. И как вы думаете, нужно знать хирургу насколько слаба или через чур сильна каждая из 12 мышц? Нужно знать! Но чаще всего хирург этого не знает и делает операцию «приблизительно», «на глаз». Грустно, но это факт.
Такова горькая правда. За примером не надо далеко ходить, только сейчас от нас уехала девочка из Ростова, ей 13 лет. В 7 лет ей сделали первую операцию по поводу сходящегося косоглазия. После операции возникло непреодолимое двоение, которое не прекращалось до вторичной операции и развилось расходящееся косоглазие. С этим расходящимся косоглазием девочка поступает в известную клинику в России, где ее оперируют, после чего двоение не исчезло, а глаз из расходящегося косоглазия перешел вновь в сходящееся и при этом еще появился вертикальный компонент.
Ошибка первого врача заключается в том, что он отпустил девочку с диплопией (двоением). Это исключительно врачебная ошибка. Нужно было немедленно ставить призмы, ликвидировать двоение и добиться бинокулярного зрения, не допуская перевода из сходящегося в расходящееся косоглазие.
Ошибка другого хирурга заключается в том, что, приняв пациента уже с расходящимся косоглазием и двоением он также отпускает на длительное время пациента по-прежнему с двоением, но кроме того, вновь возвращает расходящееся косоглазие в сходящееся, а к этому добавляет отклонение глаз по вертикали.
Что нужно делать чтобы исключить такие осложнения? Чтобы исключить «брак» в работе?
Нужно детально изучить работу всех 12 глазодвигательных мышц у своего пациента. И делаться это должно в каждой больнице, в каждой клинике, где оперируется косоглазие с помощью очень простого, недорогого устройства - офтальмокоордиметра. Без этого «брак» в работе офтальмохирурга обеспечен!
Перед вами фотография офтальмокоордиметра.
Это экран с координатной сеткой и 9 точками. Напротив экрана 2 оптических пистолета с разными цветами – красный и зеленый. Один пистолет в руке у пациента, а второй в руке у врача, медсестры. На глаза пациенту надеваются красно-зеленые очки. Медработник пистолетом направляет красный световой луч последовательно на 9 точек экрана и предлагает пациенту поочередно совместить с красной точкой изображение зеленой точки от пистолета, который находится в руках пациента. При нарушении деятельности хотя бы одной из мышц пациенту не удается совместить эти два кружка (красный и зеленый). Результаты всех несовпадений в 9 точках заносятся на бланк и по этим результатам мы можем абсолютно точно сказать какая мышца слабая, насколько слабая или сильная и насколько сильная.
Не гениально ли это? Думаю, что конгениально!
После того, как мы выявили дефект в одной или нескольких мышцах мы можем определить за какую мышцу браться на операционном столе и более того, определять дозировку хирургического вмешательства. Поскольку операционные приемы включают рецессию (ослабление мышцы) и резекцию (усиление мышцы), представьте, как важно иметь такую информацию под рукой хирурга – на сколько в миллиметрах сместить в ту или иную сторону мышцу.
Эта же офтальмокоордиметрия должна делаться в обязательном порядке и после операции с целью определения постоперационного состояния мышечного баланса. Мне приходится постоянно регулярно информировать врачей об этом важном исследовании, а также проводить мастер-классы по обучению.
И в заключении нашего урока хочу сказать, что метод офтальмокоордиметрии известен давно, начиная от ученого Гесса до сегодняшних дней. Это не я придумал этот метод, но в моем центре это исследование делается всем и всегда. Учитесь, мои уважаемые коллеги!