Дорогие друзья! В предыдущих уроках мы успешно опровергли теорию Гельмгольца. Теперь осталось опровергнуть теорию Гельштрандта. Альвар Гульштрандт – шведский офтальмолог 19 века -это известный ученый офтальмолог, который посвятил (кстати, он изобрел щелевую лампу) себя своей работе глаза - именно аккомодации.
Он создал какую-то теорию аккомодации, понятную только ему самому, которая не укладывается ни в какие законы физики. Я бы сказал так: он заблудился в законах физики. Он принимал во внимание правоту Гельмгольца в части хрусталиковой функции аккомодации, но решил дополнить своими умозаключениями. Он считал, что в самом хрусталике теперь есть механизм внутрихрусталиковой аккомодации и не так важна форма, как важно то, что происходит в хрусталике. Он находит там какие-то слои, которые отличаются по коэффициенту преломления. Есть слои, которые отличаются по коэффициенту преломления внутри хрусталика в виде ядра и на его периферии.
Кроме этого, он находит путем исканий не знаю каких, спиралевидные мельчайшие образования, которые идут от одной поверхности хрусталика к другой и где-то в толще некоторые прерываются. Изменение этих фибрилл якобы объясняет изменение оптической силы глаза. Эту тему он решил представить в Нобелевской комитет и получил в 1911 году Нобелевскую премию - раздел «диоптрика глаза». Таким образом, он объясняет изменение аккомодации за счёт изменения в хрусталике. Это противоречит всем законам оптики. Но если Гельмгольц не затрагивал этот момент, то Гельштрандт делает крупнейшию ошибку. Чтобы не менялось в самом хрусталике, внутрихрусталиковая аккомодация просто абсурдна.
В дальнейшем многие учёные безусловно были не согласны с теорией Гульштрандта, т.к. своей теорией он в какой-то степени опровергает теорию Гельмгольца, ведь чтобы не делали волокна или ткани внутри хрусталика если они и могут изменить оптическую силу - рефракцию, то настолько ничтожно, что никак не могут объяснить перестройку глаза «даль-близь». Никак при этом не сможет объект вернуться на сетчатку.
Таким образом, ни хрусталиковая аккомодация по Гельмгольцу, ни внутрихрусталиковая по Гульштрандту, не смогли объяснить сам процесс аккомодации.